13 января 2021 в 17:01

Мир из ярких лоскутов: создавать эксклюзивные вещи и даже одежду научат в группе лоскутной техники.

На пенсии Надежда Хренова открыла для себя целый мир – лоскутное шитье. Она в принципе всегда была человеком творческим, пока дети росли – шила им наряды, вязала, пробовала заниматься рукоделием в лоскутной технике. А когда вышла на пенсию и стала завсегдатаем творческих кружков и объединений при Комплексном центре социального обслуживания населения, то и сама не заметила, как возглавила работу кружка лоскутной техники. На волонтерских, конечно, началах.

На пенсии Надежда Алексеевна уже 13 лет. Говорит, ей еще повезло – на заслуженный отдых ушла в 55. Последним местом работы стал заводской профилакторий на улице Рюмина, где Надежда Алексеевна работала поваром.

– Профилакторий еще год-полтора работал после моего ухода, а потом и закрылся. Очень жаль, до сих пор жаль – такое было замечательное оздоровительное учреждение, и спелеокамера там работала, и лечебный корпус очень хороший, и сотрудники все как на подбор, – вспоминает она. – Хороший был профилакторий. Неправильно, что стоит без дела, но тут уж ничего не изменить…

Вся жизнь Надежды Хреновой была связана с людьми – и с тем, чтобы делать жизнь вкуснее (много лет Надежда Алексеевна проработала поваром в разных организациях) и комфортнее (есть «в копилке» и опыт работы горничной, завхозом). Хотя в юности она мечтала о другой профессии – собиралась поступать в педагогическое училище.

 
   

– Пришла на экзамены и, представляете, забыла документы, – сейчас Надежда Алексеевна над этим уже смеется, а тогда неделю проплакала от расстройства. – Так и не попала в педагоги. Но что делать? Подумала-подумала и решила пойти в повара. Закончила училище и получила распределение на Урал, в Краснотурьинск.

Из центральной части России, из достаточно крупного города Курска, где Надежда Хренова родилась и выросла, она 20-летней девчонкой приехала в маленький, как ей тогда показалось, затерянный в тайге Краснотурьинск.

– Приехала зимой, под выходные, – рассказывает она. – На улице 35-градусный мороз. Никого не знаю, куда идти – не понимаю. Даже речь русскую на улицах не сразу услышала – город-то многонациональный, много немцев, татар… У нас в Курске я даже представить не могла, что может быть намешано столько разного народу… Но потом все же попались мне русскоговорящие жители – очень внимательные люди оказались, все объяснили, показали, куда идти, подбодрили…

И стал для Надежды Алексеевны Краснотурьинск родным. Здесь и с работой все сложилось, и замуж вышла, и дети – дочь и сын – родились. Сбежать из маленького города, признается пенсионерка, ей никогда не хотелось – наоборот, большие города не по душе. Взрослые дети Надежды Алексеевны тоже остались в Краснотурьинске – все рядышком, держатся друг за друга.

– А когда на пенсию вышла, – продолжает Надежда Хренова, – сперва погрузилась в садовые дела – сад же еще у меня. Потом уже молва донесла, что есть социальный центр, всевозможные кружки в нем да секции работают. Дай, думаю, пойду…

В КЦСОН Надежда Алексеевна пришла целенаправленно – заинтересовалась бисероплетением. Три года посещала это объединение, училась и одновременно «пустила корни» в центре соцобслуживания, где жизнь играла всеми красками: хочешь – пой, хочешь – шей, хочешь – спортом занимайся… 

– Мне кажется, любой человек, если он хоть чем-то увлекается, обязательно найдет в КЦСОН для себя занятие. Я вот сразу в несколько кружков хожу, – смеется Надежда Алексеевна. – Из бисероплетения попала в группу лоскутного шитья к Ольге Ивановне, потом она позвала меня в хор. А когда девочки узнали, что я шью – пригласили в театр моды…

В итоге специалист по социальной работе КЦСОН Ольга Овчинникова, которую все волонтеры Комплексного центра называют главным идейным вдохновителем, убедила Надежду Алексеевну возглавить группу лоскутного шитья – и Хренова стала волонтером.  –

Группа у нас небольшая, до пандемии собирались по 8-10 человек, – рассказывает она. – Некоторые девочки вообще с нуля учились лоскутной технике. А что делали? Да все что угодно – в лоскутной технике можно собирать одеяла, пледы, подушки, сумки и клатчи, коврики… Три года я веду этот кружок, даже больше – если считать 2020-й, когда с приходом коронавируса вся наша творческая жизнь замерла. Сейчас собираемся очень редко, максимум два-три человека – не хватает, конечно, нашего теплого, душевного общения. Скучаем и друг по другу, и по нашему шитью... 

Интернет, говорит Надежда Алексеевна, спасением не стал. Лоскутное шитье – это особый вид рукоделия, где нужно все показывать и объяснять, особенно новичкам, так что живой контакт играет огромную роль. Конечно, в онлайне – море видеоуроков, пошаговых алгоритмов, но это совсем другое, без души, что ли.

В группе у Надежды Алексеевны – исключительно женщины, в основном 65+, но есть и кто-то помоложе, кто-то постарше. Почти все – очень скромные и обычно охотно воспринимают идеи руководителя группы. А сама Надежда Алексеевна к каждому занятию готовится очень серьезно – изучает дополнительные материалы, последние тенденции в лоскутном шитье. Может, и правда зря в юности не попала в педагогику?

– Я из тех людей, которым жалко что-то выбросить, – Надежда Алексеевна объясняет, почему ее так привлекает лоскутное шитье. – Ведь из лоскутов уже ненужной, на первый взгляд, ткани можно создать столько красивых вещей! У меня даже в саду все в лоскутной технике: и ковры, и половики, и покрывала, и подушки. Кто ни придет – все удивляются: ну как в музее! А шить всегда было из чего: дети вырастали из своих одежек, особенно дочь – все ее яркие платья получили вторую жизнь. Плюс лоскутная техника предполагает очень много ручной работы – например, из старого пальто лоскут никакая машинка не возьмет, все вручную. Конечно, это увлечение требует терпения и усидчивости, сосредоточенности, но зато каков результат!

Чудеса рукотворные

Главное в лоскутной технике – блоки. Из них потом можно собрать все, что угодно. А сам блок, в основе которого треугольники 3-4 цветов, можно собрать в 25 вариантах! Простор для фантазии – невероятный. «Когда я начинала работать в лоскутной технике, в ходу были квадраты, – рассказывает Надежда Хренова. – А потом я стала делать блоки из треугольников – решила, дай-ка попробую. И сама удивилась, как интересно получается!»

За время пандемии Надежда Алексеевна, у которой – в отсутствии занятий – появилось неожиданно много свободного времени, сшила два больших лоскутных покрывала – одно в сад, другое на свою кровать-полуторку.  «Домашнее» покрывало шила два месяца. 

– Ко мне тут женщина пришла пожилая – я ей платье шила – увидела это покрывало и стала уговаривать: «Продай да продай!» Но это не продается – слишком дорого для меня да и не для продажи я творчеством занимаюсь, – говорит Надежда Алексеевна. 

И тут же вспоминает историю, как однажды пришла на работу (подрабатывала в детском саду вахтером, уже будучи на пенсии и посещая театр моды в КЦСОН) в своем лоскутном платье. «Заведующая детским садом увидела меня и ахнула – ну надо же, какая красота! – смеется пенсионерка. – И ведь ни в одном магазине такого не купишь».

Надежда Алексеевна говорит, что от своего волонтерства получает только удовольствие и позитив: «Я вообще из тех людей, кому больше нравится дарить, что-то отдавать – от души. И для меня работа руководителем творческой группы – это не вопрос дополнительного дохода. Гораздо важнее общение, возможность быть полезной кому-то, а «платят» мне радостью – знаете, какое счастье, когда у тебя получается создать красивую вещь своими руками. Каждый мой день наполнен благодарностью. Теперь бы только дождаться, когда пандемия закончится и мы снова соберемся с моими девочками за шитьем – очень по ним скучаю». Текст скопирован с сайта https://krasnoturinsk.info/istorii/mir-iz-yarkikh-loskutov-sozdavat-eksklyuzivnye-veshchi-i-dazhe-odezhdu-nauchat-v-gruppe-loskutnoy-te/

Май 2024
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9